ЭкоСказки

«Как Синичка в гости летала, или Кто в лесу главный"

 

В одном лесу жила Синичка-невеличка. Все лесные деревья любили ее – она хоть и маленькая была, но очень трудолюбивая, заботливая. С раннего утра и до самой ночи летала она по лесу, хлопотала по хозяйству. А хозяйство-то у нее было не маленькое – Синичка собирала по лесу вредных жучков, гусениц, бабочек – тех самых, которые норовят обгрызть молодые листочки на деревьях, забраться под кору и под ее защитой поедать многолетнюю древесину. Жучки да гусеницы с виду безобидные, невзрачные, но очень для леса опасные – прожорливые до плодовитые.

Чуть зазеваешься – так и норовят целое дерево живьем съесть. Но наша хозяюшка Синичка зорко за порядком следит и такого безобразия в своем лесу не допускает.

     Вот как-то раз прилетела к Синичке тетушка Сорока:

– Хорошие новости, голубушка! Только что из дальнего леса телеграмму получила. Иволга в гости на день рождения приглашает. Со всех окрестных лесов птицы соберутся. Давненько мы не виделись – сидит каждый в своем лесу, а вместе собраться редко удается. Так что собирайся, завтра с утра пораньше – в путь. Дорога не близкая – целый день в пути проведем, только к вечеру на место прибудем. А опаздывать, – сама знаешь, – некрасиво.

– Спасибо за приглашение, – ответила Синичка. – Только вот не знаю – лететь мне на праздник или нет. Ведь на несколько дней придется из дому отлучиться. Никогда я раньше лес без присмотру не оставляла. Как бы чего не вышло.

– Подумаешь, несколько дней! Ничего твоему лесу без тебя не сделается. А вот если к Иволге не полетишь – она ведь и обидеться может. День рождения-то не каждый день случается. А вы с Иволгой все-таки родственники – к одному отряду Воробьинообразные принадлежите!

– Ну ладно, уговорила ты меня. Мне и самой на празднике побывать хочется. Сейчас начну собираться. Встретимся завтра на опушке с восходом солнца, – согласилась Синичка.

Стала Синичка в гости собираться. К дню рождения подарок полагается. Подумала-подумала и вспомнила, что Иволга очень спелую вишню любит. Слышала Синичка, что садоводы из окрестных деревень обижаются на Иволгу – ишь, дескать, воришка какая: как только вишня поспеет, она уж тут как тут, так и норовит слепые ягоды склевать. Хотели даже Иволгу из леса прогнать, да вовремя опомнились: ягодки для Иволги – это только так, баловство, лакомство, в общем. А главная еда для нее–это крупные гусеницы, особенно волосатые, которых большинство других видов птиц не трогают из-за ядовитых волосков, покрывающих тело этих гусениц. Так и живут Иволги в лесах по соседству с вишневыми садами. Правда, на глаза людям стараются не попадаться, все больше в кронах деревьев промышляют, там же и гнезда свои вьют. Но в сады за вишней иногда все же летают, пока люди не видят.

   Наша Синичка птичка воспитанная была. Она воровать вишню не стала. Полетела она в ближайший сад, вежливо разрешения спросила у хозяина и, конечно же, в ответ на просьбу получила целую горсть самых спелых и сочных вишен.

– Я с большим удовольствием подарю тебе самые крупные и спелые вишни. Ведь вы, Синицы, да и многие другие птицы, помогаете нам, людям, оберегать наши сады от насекомых-вредителей. Мой внучонок Андрейка однажды несколько дней подряд наблюдал за парой синиц, которые устроили гнездо в старой ветле, что растет возле нашего сада.   

    Он подсчитал, что за день синицы 400 раз прилетали к своему гнезду и каждый раз несли в своем клювике корм для птенцов: то паука, то гусеничку. А сколько же этого «добра» за целое лето истребляют синицы?! Так что мы, люди, птицам очень благодарны и сами стараемся добром за добро платить, – сказал в ответ на Синичкину просьбу садовод.

Поблагодарила Синичка хозяина сада и скорее домой полетела.

– Вот подарок и готов. Теперь пора собой заняться: перышки почистить, погладить. Чтобы не хуже других на празднике выглядеть.

Полетела Синичка к небольшому лесному озерцу, искупалась, тщательно лапки, клювик вымыла. Села на веточку и давай перышки сушить да аккуратно клювиком на тельце укладывать, вроде как причесываться. Сначала черный бархатный беретик на голове высушила, потом ярко-желтую манишку на грудке почистила, черный галстук поправила, а уж потом дело и до серовато-голубоватых перышек крыльев и хвоста дошло. Конечно, и белоснежные перышки щечек почистить Синичка не забыла.

– Теперь и я готова. Можно прилечь отдохнуть, а уж завтра поутру в путь.

На следующий день, как и договорились, встретились Синичка с Сорокой на опушке леса и отправились в путь. Целый день летели и к вечеру добрались до дальнего леса. А там уже все гости собрались, только Синичку с Сорокой и ждали.

Тут праздник и начался! Шум, смех, веселье, праздничное угощенье – так были рады встрече друг с другом гости и хозяйка, что обо всех своих делах позабыли. Так прошел день, другой, третий...

А тем временем в лесу, где жила Синичка, начали твориться страшные дела. Прослышав о том, что Синичка хоть и ненадолго лес покинула, повылезали из своих укрытий вредители леса. Созвал своих подданных предводитель лесных недругов Непарный Шелкопряд и говорит:

– Братья! Долго жили мы с вами в тревоге и горести. Сотнями и тысячами гибли мы и наши не родившиеся дети, потому как не могли уберечься от зорких глаз да острого клюва злейшего нашего врага – птицы Синицы. С большим трудом удавалось некоторым из нас выжить и оставить потомство, спрятавшись в укромных местах. Злоба и ненависть переполняют наши сердца! Теперь настал наш звездный час! Синица улетела в дальний лес, и никто не помешает нам расправиться с этим лесом. Пусть все эти большие деревья узнают, кто в лесу главный, кто в лесу сильный, кто самый прожорливый и плодовитый. Три дня и три ночи можем мы хозяйничать в лесу. Пусть каждый из вас отложит кладку яиц, из каждого яйца пусть выведутся молодые гусенички, а из них вырастут взрослые бабочки. Гусенички смогут поедать столько пищи, сколько им захочется, листьев-то на деревьях не считано. Племя наше увеличится, и мы станем в лесу самыми многочисленными, а значит – самыми главными.

 

Тут вступил в разговор Старый Дуб, под ветвями которого собрались лесные недруги:

 

– Безумцы! Если все случится так, как вы тут мечтаете, лес погибнет. А значит, и вам негде будет жить. Ничего путного из вашей затеи не выйдет.

– Замолчи, старый скрипун! Думаешь, ты тут самый умный да самый главный? Как бы не так! Мы тебя первого съедим за болтливость, а там и за другие деревья примемся. А чтобы побыстрее с деревьями расправиться, позову-ка я на помощь своих единомышленников, вредителей леса из других семейств. Как узнают они, что наш лес беззащитным остался, мигом прилетят и прибегут на такое лакомое угощение. А ну-ка, слуги мои верные, летите во все концы, зовите сюда жуков-короедов, жуков-листоедов, жуков-долгоносиков, жуков-дровосеков и прочих любителей поживиться за счет лесных деревьев!

Быстро гонцы обернулись. Привели за собой несметные полчища лесных врагов из разных семейств насекомых.

 

– Благодарим тебя за приглашение на прекрасное угощение, – сказал великан среди прочих насекомых – Дровосек Усач. – Не будем терять времени даром. Вперед, на захват леса

 

Бросились тут шелкопряды да листоеды, долгоносики да дровосеки, короеды да пилильщики, да прочая насекомая нечисть на деревья да кустарники, на листья да на стволы, на корни да кору – и давай объедать да прогрызать, кормиться да размножаться! Только шум да треск пошел! Зашумел вековой лес, закачались, застонали могучие деревья – чуют гибель свою неминучую, а справиться с бедой никак не могут.

Тут на счастье ребята из «Зеленого патруля» в лес пришли. Увидели, что в лесу делается, ужаснулись.

– Как же такое случиться могло? Куда же Синица подевалась?

– Ребята, – прошелестел Старый Дуб. – Синица в дальний лес в гости улетела, а мы совсем беззащитными остались. Помогите! Скоро весь лес погибнет!

Быстро ребята за дело взялись. Один сел на велосипед и покатил в дальний лес за Синицей. А остальные не стали сидеть сложа руки да ждать. Из соседнего леса переселили в Синичкин лес рыжих лесных муравьев. Муравьи хоть и маленькие, но трудолюбивые и прожорливые. Одна муравьиная семья может защитить от вредных насекомых четверть гектара леса. Шустро взялись муравьи на новом месте порядок наводить.

А тут и Синичка подоспела. Вместе с ней прилетели на борьбу с лесными вредителями другие птицы. И давай скорей вредных насекомых уничтожать – и гусениц, и взрослых, и пока еще не родившихся вредителей – тех, которые в стадии яиц находились. Настоящее сражение началось! Насекомые-то ведь против птиц свое биологическое оружие применяли – и запах неприятный, и устрашающую окраску, и ядовитую жидкость выделяли, и волоски на теле – чего только не придумывали, чтобы птицы их не съедали. Только и птичья армия хитра да умна оказалась – что не по вкусу одной птице, другая съест, если устрашающей окраски насекомого одна птица испугается, другая не сробеет и расправится с ним незамедлительно. Или вот, например, запрячет жук-короед свои личинки под кору дерева – почти для всех птиц это убежище недоступно. Почти для всех, да не для всех. Дятлы быстренько распознают такое убежище, стоит им только постучать по коре своим клювом – тут же личиночные ходы под корой пустым звоном отзовутся. Вот вам вражеская хитрость и разгадана. А уж дальше совсем просто, стукнет дятел клювом посильней, просунет в отверстие свой длинный язык – и все, прощай личинка – была личинка, да вся вышла, стала сытным обедом для дятла.

Несколько дней продолжалась великая битва за лес. Птицам хорошо муравьи помогали – птицы сверху на врагов нападают, а муравьи снизу хватают. Так и победили несметные полчища вредителей лесных – совсем немногим из них удалось спрятаться, затаиться в укромных уголках.

Наконец воцарились в лесу мир и покой.

– Спасибо вам, друзья! – поблагодарил от имени всего леса Старый Дуб. – Если бы не зоркие глаза и добрые сердца ребят из «Зеленого патруля» – мы все бы погибли.

– Ну что вы, – скромно сказал самый младший из ребят. – Лес птицы да муравьи спасли, мы только помогли птиц позвать, да муравьев из другого леса переселить. Главное – вовремя уследить за всем, не допустить в лесу безобразия.

– А чтобы синичек в лесу больше развелось, мы им домики-синичники построим и развесим по лесу, чтобы ни одна Синица в лесу жила, а много – легче за порядком в лесу следить будет, – сказал другой мальчик.

– А еще зимой синичек подкармливать будем, чтобы не погибли они от бескормицы да зимней стужи, – сказала девочка.

– Не зря в старинной пословице говорится – друзья в беде познаются, – сказала Синица. – Теперь мы все убедились, что против беды только настоящая дружба и взаимопомощь устоят. Пусть теперь в каждом лесу живут разные птицы, разные полезные насекомые, разные звери. Ведь настоящий лес – это не только деревья, кустарники и травы, это еще множество других самых разных организмов, которые не могут жить друг без друга. Ведь в природе все взаимосвязано. И пусть у каждого леса будет побольше друзей среди людей – ребят из «Зеленых патрулей», просто детей и взрослых, которые любят лес, берегут его от всяких напастей, заботятся о нем.

 

Радостно зашумел, соглашаясь с Синичкой, зеленый лес, закивали верхушками березы и липы, сосны да ели. Громче запели птицы, весело запорхали над лесными цветами разноцветные бабочки, важно зашевелили усиками неугомонные трудяги-муравьи. Живи, зеленый лес, краше прежнего расцветай. У тебя есть надежные друзья!


Методические рекомендации по использованию экологической сказки

Информационный потенциал сказки:

– первоначальные сведения о лесе как сообществе множества различных организмов, взаимосвязи в нем;

– роль птиц в регуляции численности насекомых–вредителей;

– лесные муравьи – регуляторы численности насекомых-вредителей леса;

– биологические особенности некоторых лесных птиц – большой синицы, иволги, дятла;

– знакомство с насекомыми-вредителями леса;

– защитные приспособления насекомых-вредителей от поедания птицами;

– польза птиц для человека;

– знакомство с деятельностью «Зеленых патрулей».

 

Воспитательный потенциал сказки:

– развитие экологической культуры;

– воспитание бережного отношения к природе;

– развитие познавательного интереса к природе;

– развитие воображения, мышления;

– воспитание культуры поведения.

Материал данной сказки может быть использован руководителями дополнительного образования, классными руководителями 1–8-х классов при проведении классных часов и внеклассных мероприятий, а также родителями детей указанного возраста для семейного чтения.

В зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей, возможностей и условия работы учителя, можно предложить несколько форм работы с данной сказкой.

1. Для детей младшего школьного возраста и семейного чтения – целесообразное чтение сказки, ее обсуждение, использование сюжетных моментов, поступков и образов героев сказки для развития познавательного интереса: кто в лесу живет, что они там делают, как помогают друг другу, как птицы помогают людям, могут ли люди помочь лесу, его жителям и др. Можно предложить детям нарисовать понравившихся героев сказки, устроить выставку рисунков, возможно, даже мини-презентацию.

Материал сказки делает уместным разговор с детьми о культуре поведения. Стоит обратить внимание на культуру поведения героев – правила вежливого обращения друг к другу, необходимость следить за своим внешним видом, недопустимость опоздания на званые мероприятия, необходимость желанного и уместного подарка ко дню рождения, стремление положительных героев не обижать друг друга.

Важно обратить внимание на нравственный аспект сказки – как важно постоянно чувствовать ответственность за порученное дело: Синичка, веселясь в гостях, забыла об ответственности – и чуть не случилась большая беда. Как хорошо иметь настоящих друзей – птицы, муравьи, ребята из «Зеленого патруля» в трудную минуту спасли лес, вместе справились с бедой, с которой в одиночку никому не справиться.

2. Для ребят среднего школьного возраста возможны различные формы, в том числе и указанные в п. 1. А также:

– можно зачитать ребятам начало сказки до кульминации – как вредители бросились уничтожать лес – и предложить им придумать свое продолжение сказки – можно предложить индивидуально или работая в группах. Данная форма развивает фантазию ребенка, творческие способности, позволяет использовать личный опыт, развивает мышление, стимулирует аналитическую деятельность детей: а что будет, если тот-то сделает то, а другой это; а дальше? А если события будут развиваться по-другому? Анализируя творческую деятельность детей, важно отметить их умение увидеть взаимосвязи в природе, возможность включения человека в естественные процессы природы, чувствовать ответственность за судьбу природы;

– можно использовать материал сказки для ролевой игры, театрализованного представления. Данная форма воспринимается более эмоционально, и больше привлекает интерес и внимание зрителей, чем просто чтение сказки. Особенно запоминается действо артистам. Успех данной формы работы во многом зависит от режиссерских, организаторских способностей руководителя, а также исполнительского уровня ребят. После просмотра представления уместно его обсуждение, приглашение к сотрудничеству с экологическим объединением, встреча с работниками лесничества и т.д.

3. Для ребят 7–8-х классов после прочтения (просмотра) сказки для обсуждения можно предложить следующие вопросы:

– какие биологические сведения, понятия были использованы в сказке;

– о каких взаимосвязях в природном сообществе говорится в сказке;

– к чему может привести нарушение взаимодействия в природном сообществе (например, выпадение одного звена в цепи питания или резкое увеличение численности отдельных видов);

– может ли в реальных условиях случиться подобное в лесу и почему;

– как человек влияет на природное сообщество;

– кто в лесу самый главный?.. И т.д.

Можно выслушивать индивидуальные ответы, можно организовать работу в группах с последующим обсуждением коллективных вариантов ответов.

Н.И. АСТАШИНА,

учитель биологии Воротынской ср. шк.,

Нижегородская обл.

Прекрасна Воротынская земля!

Про Воротынский район

Мы - участники "Мяу-эстафеты"

Яндекс.Метрика